ДИАГНОСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ

БЛОГ
- Томский бизнес-журнал -
Директор Частной психологической мастерской «Партнер» Оксана Антонова о том,
зачем на самом деле необходимо квалифицированное внешнее бизнес-консультирование.
Большая часть наших предпринимателей уверена в том, что знает о бизнесе все. При этом такая убежденность основывается в основном на знании где и что можно купить и кому это затем продать. На самом деле проблема довольно слабой профессиональной подготовки руководителей, создающих сегодня собственный бизнес, стоит достаточно остро.
Если бы кто-нибудь задался целью провести исследование, какое учение применяют в своей практике российские предприниматели, то его в итоге ждал бы серьезный сюрприз. Несмотря на десятилетия развития российского бизнеса, отечественный предприниматель зачастую работает по принципу – «пусть все течет, как течет» или «если оно работает, так ты туда и не лезь». И необходимость каких-либо перемен очень часто отвергается им. В итоге, многие предприниматели постепенно отходят от прямого управления делами. Оставшимся же рано или поздно приходится выходить из зоны надуманного комфорта и прибегать к уже радикальным методам выхода из управленческого кризиса.

О роли психологических знаний и практик в управлении современным предприятием мы в рамках целой серии публикаций будем беседовать с известным томским бизнес-консультантом Оксаной Антоновой.

– Оксана, для начала немного поговорим об опыте вашей работы в сфере бизнес-консультирования и специфике восприятия такого рода деятельности со стороны томских предпринимателей. С чего вы начинали и с какими стереотипами (а их наличие в данном случае очевидно) вам пришлось столкнуться?

– Собственно в качестве бизнес-тренера я начала работать с 1999 года. В то время в Томске бизнес-тренеров в общепринятом смысле этого понятия в Томске не было, были администраторы и менеджеры по персоналу – именно на их плечи ложился и подбор персонала, и его обучение, и подготовка соответствующей документации. Ровно 15 лет назад я провела свой первой тренинг с официантами одного местного ресторана закрытого типа с очень строгими правилами. Соответственно, задача была для того времени и места (я сейчас имею ввиду город в целом) по-настоящему уникальной – людей нужно было научить правильно двигаться, смотреть, говорить, реагировать на поведение клиентов и т.д.

Далее был период, который я могу назвать просветительским. Раз рынка бизнес-тренеров в городе практически не было, его предстояло создавать через промоушн того, что дают бизнесу такие услуги и что в этом плане могу сделать я. Тогда город для меня был одним большим супермаркетом, в котором мне нужно было продвигать себя и свои умения. Постепенно появлялись клиенты, их база росла через эффект рекомендаций, складывалось имя, нарабатывался и обрабатывался практический опыт. С 2007 года у всего этого появилось официальное название, открылся офис и теперь к нам приходят уже сами, звать никого особо не приходится.

Что же касается стереотипов, то первый и самый главный состоит в том, что все консультирующие психологи и тренеры в частности воспринимаются в качестве шарлатанов. Более того, они обладают опасными технологиями программирования, вырабатывающими зависимость от себя и за счет этого выкачивающих из предпринимателей деньги на регулярной и длительной основе. В рамках услуги персонального консультирования к нам довольно часто приходят люди, обжегшиеся уже на нескольких психологах или консультантах, и первые 15 минут общения с ними уходят на пассивное «избиение» меня как олицетворение специальности в целом. Затем, когда человек понимает, что безопасность ему гарантирована и здесь все предельно прозрачно, работа приобретает конструктивный характер. Так что с этим стереотипом мы справляемся уже относительно легко.

Второй краеугольный стереотип заключается в следующем – большая часть наших предпринимателей уверена в том, что знает о бизнесе все. При этом такая убежденность основывается в основном на знании где и что можно купить и кому это затем продать. На самом деле проблема довольно слабой профессиональной подготовки руководителей, создающих сегодня собственный бизнес, стоит достаточно остро. Ведь бизнес это не только движение товаров и денег, это еще в немалой степени взаимоотношения с людьми (в первую очередь, с собственным персоналом), которые и обеспечивают это движение. И в этом контексте каждый современный руководитель попросту обязан иметь хотя бы минимальную базу знаний в области психологии и инструментов по управлению своей командой. Ответственность за других людей, за свой сегмент рынка, за репутацию компании является намного более тяжким и сложным бременем, нежели умение нести ответственность лишь за себя и исключительно свой кошелек.

– В каком формате ведется работа с обратившимися к вам предпринимателями?

– Это, прежде всего, ряд специально разработанных мастер-классов лекционного и тренингового формата, в рамках которых люди не просто получают информацию о том, что можно работать по другому, не просто знание, как это будет выглядеть и в какие сроки этого можно будет достичь. Мы делаем акцент на выработке именно практических навыков, что, по сути, сродни выработке новой привычки.

Большой проблемой наших предпринимателей является именно то, что они, как правило, находятся в «плену» у уже сложившихся привычек. И даже в том случае, если их уже откровенно не устраивают результаты, они все равно продолжают работать по старым и вроде как проверенным подходам. Ну а когда на предприятии появляемся мы, то вместе с нами появляется возможность увидеть процесс по-новому и впоследствии грамотно переформатировать систему. Поэтому роль и необходимость сторонних специалистов в этом отношении трудно переоценить.

Не секрет, что внутри любых (особенно малых, которых у нас большинство) предприятий неизбежно завязываются и профессиональные, и очень тесные личные отношения. Люди, погруженные в этот эмоциональный фон, просто перестают замечать свои и чужие ошибки, а также искажения рабочего процесса. И без стороннего наблюдателя здесь уже не обойтись. Мы, приходя на такое предприятие, не предвзяты, мы совершенно свободны от этих отношений и эмоционально в них никак не включены. И поэтому четко видим, в каком из звеньев общей структуры имеет место сбой.

Иногда достаточно проанализировать существующую документацию (должностные инструкции, структурную организацию и т.д.) формальными методами, и нам становится ясно, где идет дублирование, а где есть «белые пятна» – ведь это все тоже причина сбоев в бизнес-процессах. А любой такой сбой в конце концов приводит к отсрочке получения прибыли, к порче имиджа внутри и вовне компании. Я сейчас не оговорилась, даже репутация компании и формат доверия потребителя могут серьезно пострадать из-за просчетов в формальных документах и недостаточного внимания к отстройке всех существующих на предприятии процессов.

Если на предприятии нет качественного документационного обеспечения (требования к которому выставляются в том числе и государством), то автоматически встает вопрос – насколько мотивированными будут сотрудники, наcколько защищенными и социально значимыми они будут себя чувствовать. Еще одна распространенная проблема – человек знает как работать, но не хочет делать это качественно. Или наоборот, хочет, но не знает как сделать ее наилучшим образом. И если на предприятии нет грамотно прописанных стандартов, то как бы не старался человек трудиться, у него не будет четких критериев ни хорошо сделанной работы, ни того, за что он может быть уволен.

Или взять тот же самый процесс продаж держится на искусстве вести переговоры, умении донести свою точку зрения, грамотно выстроить саму продажу, и главное — сделать эту продажу многократной, чтобы клиент и сам купил не раз, и привел за собой других. Желание получить это все в работающем виде это есть у всех, а вот соответствующие навыки (ключевые из которых лежат как раз в плоскости психологии) – увы.

Беседовал Рустам Садиев
"Томский бизнес-журнал", июль, 2014

Made on
Tilda